Московский Патриархат   Великолукская епархия  
 
   
Главная     |     Новости     |     О приходе     |     Фотоальбомы     |     Контакты     |     Расписание
Навигация по сайту
Опрос посетителей
Как часто вы посещаете храм


Личный кабинет
Архив новостей
Январь 2018 (2)
Июнь 2017 (1)
Октябрь 2016 (1)
Апрель 2016 (1)
Январь 2016 (1)
Ноябрь 2015 (1)
» Новосокольничане на Святой земле 4

  3-02-2014, 18:53

Новосокольничане на Святой земле 4

в разделе: --- Просмотров: 1 082
День пятый

Паломничеством в старину называли «хожение» именно ко Гробу Господню. Это была главная цель дальнего странствия.

Святую землю старались посетить в период празднования Пасхи. Паломник – от слова «пальма». В Вербное воскресение Иисуса Христа встречали у врат Иерусалима с пальмами в руках. С пальмами возвращались в Россию и хранили эти «ветки Палестины» в святом углу. Именно об этой ветке пишет М.Ю. Лермонтов:

Скажи мне, ветка Палестины:

Где ты росла, где ты цвела?

Каких холмов, какой долины

Ты украшением была?

Поведай: набожной рукою

Кто в этот край тебя занёс?..

Особое почитание Гроба Господня началось в IV веке, когда константинопольская царица Елена в 325 году почти в восьмидесятилетнем возрасте прибыла на Святую землю с намерением отыскать Евангельские Святыни. С Божией помощью ей это удалось. Тогда же над священными местами были сооружены первые храмы.

Сегодня Храм Гроба Господня состоит из трех основных сооружений: Храм на Голгофе, Часовня Гроба Господня (Кувуклия), Храм Воскресения. В целом Храм Гроба Господня вмещает в себя 40 строений, представляющих собой различные приделы, принадлежащие шести конфессиям: греко-православной, римско-католической, коптской, армянской, сирийской, эфиопской, которые в 1852 году приняли между собой соглашение о совместном владении Храмом - так называемый статус-кво.

…14 декабря во второй половине дня мы приезжаем в Иерусалим. Устраиваемся в гостинице. До 6 часов у нас свободное время. Все тротуары завалены снегом, их пытаются чистить, но безуспешно. Идти приходится по проезжей части. Снег тает, обувь промокает.

Готовимся к причастию.

Колонна Святого Огня

В 10 часов вечера подают автобус. И вот мы у Святых ворот самой главной святыни всех христиан – Храма Гроба Господня.

Слева - колонна с трещиной. О её происхождении рассказывают так.

Во времена Османской империи армяне подкупом добились у иерусалимского паши позволения в Великую субботу, когда сходит Благодатный огонь, одним служить в Кувуклии. Православный Патриарх вместе с народом не были допущены внутрь и вынужденно молились перед входом. Все ждали традиционное чудо, но армяне с огнём не появлялись. Вдруг раздался громовой удар, одна из колонн храма треснула - и оттуда брызнул Огонь. Патриарх зажег свои свечи, от него зажгли все пришедшие в храм. При этом православные арабы от радости стали прыгать и громко кричать, прославляя Бога. Поэтому они до сих пор шумно и громко славят Бога в храме каждую Великую субботу. А один из турецких офицеров, мусульманин по имени Омир, увидев чудо с Огнем из колонны, бесстрашно и громко объявил, что он теперь тоже христианин. За это он был тут же обезглавлен, и тело его сожгли на площади перед храмом. Православные собрали пепел и кости Омира, поместили в раку и поставили в женском монастыре Введения во храм Пресвятой Богородицы.

…С волнением входим в храм. Прямо напротив входных дверей, на расстоянии нескольких шагов от них, на мраморном полу лежит «камень миропомазания». На этом месте Иосиф и Никодим, сняв тело Господа с креста, помазали его смирной и алоэ. Припадаем к этой плите из бледно-розового мрамора. Над ней висят неугасимые лампады.

На Голгофе

Ступени справа ведут вверх к Голгофе. Их 18. Когда-то по этой лестнице шли, благоговейно сняв обувь. В полутемной глубине помещения высокое Распятие в сиянии лампад. На Голгофе нет дневного света, померкшего в часы страшного страдания Богочеловека. Открытый престол в мраморных колоннах; под престолом серебряный круг обрамляет отверстие, в которое был водружен Крест Христов. Непосредственно над кругом висит икона Спасителя в терновом венце и узах, с двумя славянскими надписями, сверху: «Аще веруеши, узриши славу Божию», внизу: «Веруем, Господи, и благодарим Тя».

Падаем ниц. Господи, веруем! Плачем и благодарим!

Крестная казнь, на которую осужден был Иисус Христос, стала самой ужасной, самой мучительной и позорной из казней. Ещё по дороге в Москву мы смотрели фильм о Туринской плащанице, которую иногда называют пятым Евангелием.

…В Турине в соборе Иоанна Крестителя хранилась ткань, в которую было завернуто тело Иисуса. Было много сомневающихся, что это та самая ткань. В 1898 году в Париже проходила международная выставка религиозного искусства. На нее привезли и Плащаницу из Турина, повесили высоко над аркой, а перед закрытием выставки решили сфотографировать. 28 мая археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка. Один негатив оказался испорченным, а другой вечером того же дня он опустил в проявитель и оцепенел: на темном фоне негатива выявлялся фотографический портрет Христа Спасителя - Лик с неземным выражением красоты и благородства. Всю ночь просидел Секондо Пиа в благоговейном созерцании, не отрывая глаз от портрета, так неожиданно представшего у него в доме Христа Спасителя.

Позже Туринскую плащаницу многократно снимали в различных лучах спектра от рентгеновского до инфракрасного излучения. Изучением ее занимались криминалисты, судебно-медицинские эксперты, врачи, искусствоведы, историки, химики, физики, ботаники, палеоботаники, нумизматы.

Страшные следы телесных страданий запечатлела на себе Святая Плащаница. Христа много били. Били палками по голове, перебили переносицу. Били Его и бичами. Каждый бич имел пять концов, в которые были зашиты грузила, чтобы плети крепче охватывали тело, а сдергиваясь с него, рвали кожные покровы. Плащаница запечатлела глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Христа. Христос, физически измученный и обессиленный, неоднократно падал под тяжестью своей ноши. При падении было разбито колено, а тяжелая балка креста ударяла Его по спине и ногам. Следы этих падений и ударов запечатлены на ткани Плащаницы.

Когда подходишь к Голгофе, вспоминаешь страшные муки Спасителя. Представляешь эту острую боль в запястьях и ступнях, пронзенных гвоздями. Почти физически чувствуешь, как пылало Его тело и разрывалось на части, как мучила сильная жажда. Малейшее движение причиняло нестерпимую боль. Крест - это дно ада. По обычаю, распинаемого обнажали, а одежда его доставалась воинам, производившим казнь. Над головами осужденных прибивались дощечки с указанием имени и преступления.

При всей лютости страданий, Спаситель до последней минуты являет удивительное достоинство и величие. Вместо стонов от страшной боли - молчание, любовь, молитва.. "Отче, прости им! Не ведают, что творят", - так молился Христос за тех, кто его распинал.

Справа и слева от престола два черных круга отмечают места крестов разбойников, распятых вместе с ним. Справа сквозь узкое продолговатое отверстие можно видеть природную скалу со щелью в ней, образовавшейся от землетрясения в момент смерти Господней на Кресте. «И земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли…» - так пишет в Евангелии Матфей.

В Кувуклии

Потрясённые, оглушённые, спускаемся к Кувуклии- специальной часовне, воздвигнутой над пещерой, где погребли тело Спасителя. Кувуклия в переводе с греческого языка – покой, опочивальня. Эту пещеру Иосиф Аримафейский высек в скале для своего погребения. Когда Спасителя распяли, Иосиф испросил тело Христа у Пилата и похоронил в своей гробнице, потому что она была близко от Голгофы, а нужно было торопиться, потому что приближалась Пасха. Пещеру завалили огромным камнем. Когда же женщины пришли в воскресенье помазать тело ароматами, камень уже был отодвинут. Это сделал ангел Господень, сошедший с небес и сидевший теперь на нем. Он и сообщил женщинам весть о воскресении Христа.

Входим в придел Ангела и видим невысокий аналой из мрамора, в который встроена часть камня, заграждавшего вход в пещеру Гроба Господня. Во время служения Литургии этот камень служит престолом.

В пещере Гроба Господня стоит «лавица» — каменное ложе, на котором покоилось тело Христа. Вход в придел Гроба Господня очень низкий и узкий, высотой примерно около метра. Сама пещера тоже мала, так что перед Гробом могут стоять одновременно не более трех человек. За порядком следит греческий монах. С первых веков христианства ложе Гроба Господня, или «лавица святая», служила алтарем для совершения литургии. 43 лампады, зажженные представителями православного, католического, армянского и коптского исповеданий, день и ночь освещают темные невысокие своды пещеры Гроба Господня. На ложе Гроба ежедневно совершается три литургии: православная, католическая и армянская. Здесь Христос воскрес. Здесь каждую пасхальную ночь сходит благодатный огонь.

Храм Воскресения Господня

Непосредственно к храму Гроба Господня примыкает Храм Воскресения Господня, или Кафаликон. Это кафедральный храм Иерусалимского патриархата. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная чаша с шаром внутри, на котором начертан крест. Это так называемый «пуп Земли» - символический центр христианского мира. Находится он в середине прямой линии, соединяющей алтарь кафедрального храма Иерусалимского Патриархата и Кувуклию.

Рядом с чашей - невысокий светильник со множеством свечей и ящик для пожертвований.

В храме возвышается четырехъярусный иконостас, часть икон из которого, а также иконы цикла «Страсти Христовы» — пожертвования русского императора Александра I. Три больших паникадила, из которых среднее отлито из чистого серебра, пожертвованы другим русским императором — Николаем I. На Царских вратах храма можно видеть изображения двуглавого византийского орла.

Обретение креста Господня

…У нас есть время до начала Литургии, и мы идём в придел Обретения Креста Господня. Когда константинопольская царица Елена прибыла сюда, это была большая цистерна, заваленная мусором. Кресты, на которых распинали, обычно закапывали рядом. Память о Христе тщательно старались уничтожить. Голгофу по приказу одного из римских императоров засыпали и на холме воздвигли храм языческому богу Юпитеру.

Начались раскопки. Шли они трудно. Святая Елена была щедра, горстями бросала рабочим монеты, чтобы работа не прекращалась. Были обнаружены три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника, которого проносили мимо. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Произошло и ещё одно чудо: женщина, находившаяся при смерти, выздоровела.

Святая царица Елена основала более 80 храмов, связанных с земной жизнью Спасителя: в Вифлееме - на месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями…

Особой нишей и каменным седалищем отмечено в приделе место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок. В окне горят 3 неугасимые лампадки.

В углу под нависающей скалой лежит мраморная плита с изображением креста. Здесь было обнаружено Честное Древо.

День шестой

На Литургии

Ровно в полночь началось служение утрени в Кафоликоне. Литургии в храме Господнем служатся каждую ночь. Первую Литургию с полуночи до 3.00 всегда служат православные, потом – армяне, затем в своих приделах копты и католики. Как видим, Сам Господь отдает «пальму первенства» именно Православию.

Все священники в одинаковых бело-голубых облачениях братства святого Гроба. Служба проходит между Кувуклией и Храмом Рождества. Греческие напевы сменяются славянскими славословиями, звучит великолепный молдавский хор. Это удивительный праздник единения.Ко Гробу Христову идёшь всю жизнь. И вот мы в трёх шагах от места, где он воскрес. До конца дней своих будем вспоминать эту необыкновенную ночь: просительное греческое – «Кирие, елейсон» (Господи, помилуй), частые каждения с необыкновенным запахом ладана, быстрые входы в Кувуклию священнослужителей и выходы из неё, смиренно стоящих паломников и вспышки фотоаппаратов.

Мы видим, как идёт в Кувуклию наш отец Иоанн. Не забудешь, как молитвенно, не по-земному пели юноши из Молдавии. Теряешь чувство времени, не замечаешь, сколько длится служба, не знаешь, который час ночи. Вносят чаши для причастия. И совершается, как пишет известный писатель Владимир Крупин, «главное в жизни причастие, главное событие моей жизни». Писатель добавляет: «Но потом думаю: надо же ещё умереть и заслужить смерть мирную, христианскую, непостыдную, надо же вымолить добрый ответ на Страшном судище Христовом».

После службы фотографируемся на ступенях у стен Храма Гроба Господня. Я люблю лица на этой фотографии. Три часа ночи. А усталости нет. Как легко дышится и как хорошо на сердце! Сколько просветлённости во взгляде!

Крестный путь

…Отдыхаем в гостинице. Утром в 10 часов уже пешком мы вновь входим в Старый город, по улочкам арабского рынка приходим в Храм Гроба Господня. И снова припадаем к камню помазания, страдаем вместе с Христом на Голгофе. Стоим в очереди, чтобы попасть в Кувуклию. А потом проходим Крестный путь вместе с Господом, ощущая трепет от прикосновения к камням, навечно сохранившим тепло Господа Иисуса Христа.

Претория… Она была резиденцией римского наместника Понтия Пилата и местом суда. Сюда привели Иисуса Христа. Перед тем, как предстать перед Понтием Пилатом, он был заключён в темницу вместе с разбойниками. Темница Христа – это небольшая пещера с каменной скамьей, в которой проделаны отверстия, в них продевали ноги узника. Отсюда в Страстную Пятницу начинается крестный ход.

Лифостротон ( каменный помост), где Пилат вершил суд над Христом. Сохранились желобки для отвода воды; насечка против скольжения конских копыт; нацарапанные римскими солдатами поля для игры в кости. Благоговейное молчание и молитва царят в этих подземельях.

Александровское подворье — единственное в Старом городе Иерусалима и самое близкое к Храму Гроба Господня русское владение. На этом месте находились Судные врата, через которые осуждённых выводили из города на казнь. Здесь последний раз объявлялся приговор, после этого он уже не подлежал обжалованию. Через эти ворота был проведён на Крестную смерть Иисус Христос. При раскопках был найден порог Судных врат. Через него ступала нога Господа. Сейчас он покрыт стеклянной крышкой, над ним – распятие.

Вблизи порога Судных врат при раскопках был найден участок стены с узким, расширяющимся кверху отверстием, достаточным, чтобы человек мог пройти, согнувшись. Этот проход использовался в ночное время, когда городские ворота запирались. Из-за своей формы он носил название «игольное ушко». Спаситель в известной притче говорил: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».

На стене - картины русских мастеров с изображениями Страстей Христовых; чёрные мемориальные доски с именами выдающихся деятелей Российского Императорского Палестинского общества.

Самое просторное помещение Русского подворья занимает церковь Святого Александра Невского с деревянным резным двухрядным иконостасом.

Выходим из Старого города через ворота Святого Стефана (Львиные). Перед нами – Елеонская гора, часто упоминаемая в Евангелии. Она связана с последними днями жизни Христа. Среди серебристо-седых олив и чёрных кипарисов, как магнит, притягивают взор золотые купола одного из храмов, такие привычные и родные. Владимир Высоцкий пел:

Купола в России кроют чистым золотом,

Чтобы чаще Господь замечал…

Но это же не Россия! Николай Игоревич говорит, что сердце нас не обмануло: это Русский храм святой Марии Магдалины. Мы к нему ещё придём…

Успение Божией Матери

Спускаемся под гору. Входим в Успенский храм с гробницей Богоматери. Здесь были погребены родители Пресвятой Девы Марии - праведные Иоаким и Анна, святой Иосиф Обручник. Здесь же пожелала быть погребенной и Она Сама.

Успение Божией Матери произошло, как полагают, в 57 году по Рождеству Христову. Многие чудесные события сопровождали его. Все апостолы собрались в Иерусалим к одру Пресвятой Девы. Но святой апостол Фома отсутствовал при погребении. Он смог прибыть в Гефсиманию только на третий день. Апостол Фома так скорбел, что не смог проститься с Божией Материю, так горевал, что не удостоился Ее последнего благословения, что для него открыли гробницу. Но тела Пресвятой Богородицы уже не оказалось в ней, ибо Господь вознес Ее в Небесные обители. А на гранитном ложе остался лишь букет живых цветов, и повсюду было разлито благоухание. Утешая апостола Фому, Пресвятая Богородица явилась ему в небесной славе и оставила в дар и благословение свой пояс, который, по преданию, упал на камень, находящийся ныне в Гефсиманском монастыре святой Марии Магдалины.

Спускаемся глубоко вниз. Видим небольшую часовню, построенную на месте погребения Божией Матери. Внутри часовни - каменное ложе, на котором покоилось тело Пресвятой Богородицы. За часовней - еще одна святыня Гефсимании - чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери. Молимся перед ней о своих родных и близких, о друзьях и знакомых, о всех, кто просил помянуть их на Святой Земле.

В Гефсиманском саду

Поднимаемся на Елеонскую гору в Гефсиманский сад. За высокой каменной стеной растут древние оливы – мощные, узловатые. Они по-прежнему плодоносят. Аккуратные дорожки усыпаны мелкими камушками. Христос любил здесь отдыхать. Именно здесь Спаситель провел свою последнюю ночь перед предательством Иуды и арестом. Евангелист Лука пишет, что он долго молился: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет»

В саду Едемском появился грех. И в саду же (Гефсиманском) Христос взял грех мира на Себя, чтобы пойти с ним на Голгофу и там искупить его. Он пошел добровольно навстречу Своим страданиям и смерти на кресте.

В Русском храме Марии Магдалины

Среди кипарисов и оливковых деревьев на склоне Елеонской горы на участке, приобретённом на средства Императорской семьи, возвышается пятиглавый храм. Император Александр III с братьями построил его в память их матери императрицы Марии Александровны, супруги Императора Александра II, чьей небесной покровительницей была святая Мария Магдалина. На освящение храма 1 (14) октября 1888 года приехал Великий Князь Сергий Александрович, возглавлявший Императорское Православное Палестинское Общество, с супругой Елизаветой Федоровной. Это паломничество произвело глубочайшее впечатление на великую княгиню. "Как бы я хотела быть погребенной здесь", - сказала она тогда.

Великая княгиня Елизавета Федоровна после убийства ее мужа террористом удалилась от мира, устроив в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. «Великая матушка» – так звали ее в России за ее великую любовь к людям. В 1918 году Елизавета Фёдоровна была арестована большевиками и вместе со своей верной келейницей инокиней Варварой приняла мученическую кончину в Алапаевске, на Урале. Они вместе с другими царственными мучениками были живыми сброшены в старую шахту. Подобно Христу, Елизавета Фёдоровна молилась за своих палачей: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Шахту забросали гранатами.

Когда Алапаевск был занят белыми, тела мучеников извлекли из шахты. Елизавета Федоровна упала на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней упал великий князь Иоанн, голова которого была перевязана ее апостольником. Тело Великой Матушки было найдено нетленным, пальцы ее правой руки были сложены для крестного знамения. Три долгих года гробы с телами мученицы Елисаветы и инокини Варвары через Сибирь, Китай, Австралию двигались в Иерусалим в монастырь святой равноапостольной Магдалины. Исполнилось её давнее желание. Сейчас мощи великой княгини почивают в мраморной раке справа от алтаря, а мощи инокини Варвары - в такой же раке слева. В 2004 году впервые мощи великой матушки побывали в России. Мы имеем возможность приложиться к ним сейчас.

В храме у солеи справа находится чудотворный образ Божией Матери Гефсиманская Одигитрия. От иконы истекают многочисленные исцеления.

На территории обители расположено несколько почитаемых святых мест. Это камень, на который упал пояс Божией Матери, сброшенный Ею в утешение апостолу Фоме. Лестница, являющаяся частью древней дороги через Елеон в Иерусалим, по которой ходил Спаситель с учениками и по которой Он совершал Свой торжественный Вход в Иерусалим перед Крестными страданиями. Пещера, в которой отдыхали апостолы во время Гефсиманской молитвы Спасителя и в которой, возможно, неоднократно ночевал и Сам Господь с учениками. Он любил удаляться для ночного отдыха в Гефсиманию.

Садится солнце. В Иерусалиме темнеет быстро. Мы возвращаемся в гостиницу. До Старого города идём той же дорогой, по которой ходил Спаситель.

Г.В. МЕЛЬНИКОВА.скачать dle 11.0фильмы бесплатно

0

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


 

Популярные статьи
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Наши друзья
альтернативный текст
Счётчики
 
При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Copyright © 2008-2016 All Rights Reserved.
Главная     |     Новости     |     Справка     |     О приходе     |     Контакты     |     Статистика сайта     |     Карта сайта     |     RSS 2.0