День памяти небесного покровителя нашего города св. Николая Сегодня Православная церковь торжественно прославляет память святителя Николая, покровителя нашего города. Жил он в конце III - начале IV века. Нас отделяет от него почти 1700 лет, и в течение этих веков его память бережно сохраняется в церкви, потому что он прожил удивительную жизнь. Стяжав огромную силу духа, горячей верой приблизился к Богу настолько, что Бог даровал ему особую силу совершать чудеса.
Мы, изучая историю, знаем о каких-то исторических событиях, но вспоминаем о них редко, а очень часто и забываем то, чему были научены в школе. Это мертвая память – она не живет, она не приводит в действие душевные силы, она не влияет постоянно на разум человека. Но память, хранимая в церкви, предание церкви – это живая память. Она поддерживается и оплодотворяется искренней молитвой, которую человек возносит к тем, о ком он помнит, - святым Божиим угодникам.
Наша память о святителе Николае настолько жива, что мы обращаемся к нему каждый день, просим его помочь в нашей жизни. И мы получаем от него ответ на наши просьбы.
Чем же так прославился святитель Николай? Что лежало в основе его чудной жизни?
В тропаре святителя Николая мы называем его «правило веры и образ кротости». Кротость – это христианская добродетель, которая с трудом понимается современным человеком. Ведь мировоззрение человека во многом формируется окружающей средой – теми стандартами мысли, теми идеалами, теми стереотипами, которые присутствуют в общественном сознании. Сегодня многие считают, что в основе успеха – а успех является целью жизни многих людей – лежит непременно борьба. Мир устрояется по законам соревновательности, конкуренции.
Если бы в этой соревновательности каждый стремился бы проявить себя с лучшей стороны, не обижая другого, то это было бы оправдано, объяснимо и, может быть, даже полезно. Но чаще всего соревновательность, в которую мы вступаем, сопровождается конфликтами, стремлением ослабить другого человека, победить его и на фоне поражения обеспечить свою собственную победу. Какая уж тут кротость! Ведь кротость есть не что иное, как проявление внутреннего смирения человека. Внешне это выражается в том, что человек не раздражителен, не гневлив, не злобен.
Можно себя удерживать от раздражения, можно сдерживать чувство гнева, контролируя свои действия и эмоции волевыми установками, но это не будет кротостью. Кротость проистекает из внутреннего состояния духа. Это особое отношение человека к Богу, к окружающим людям и самому себе. В смирении человек уступает свое центральное место Богу. В смирении человек обнаруживает свои лучшие качества. В смирении человек устанавливает особые отношения с другими людьми, так что эти отношения никоим образом не разрушают другой личности, не наносят ей ущерба. Построение таких отношений дает сердцу радость, мир и покой. Совесть чиста: никого не обидел, не обманул, не огорчил, не смутил.
Действительно нужно иметь огромную силу, чтобы так прожить жизнь.
Если в основе наших поступков есть мировоззрение, то в основе кротости также лежит определенное мировоззрение, христианский взгляд на жизнь, и он формируется верой.
Вот почему мы говорим, что святитель Николай есть «образ кротости», потому что он был и «правилом веры». Если жизнь свою основать на вере, то тогда внутреннее смирение и кротость станут естественными проявлениями этой веры. Святитель Николай жил этой верой. Но чтобы формировать жизнь на основе веры, эта вера должна быть чистой, правильной, непомраченной человеческим мудрствованием.
Сложность заключается в том, что человек воспринимает веру разумом, а наш разум формируется под влиянием окружающей среды. И каждое последующее поколение людей, воспринимая веру – ту самую, единственную, святую, чистую – одновременно воспринимает эту веру через призму своих взглядов и убеждений. И в этом нет ничего плохого. Так устроен человек: люди XXI века не могут мыслить так, как мыслили люди III или IV века.
Но воспринимая современным разумом, сквозь призму современных знаний свою веру, мы не должны эту веру разрушать, привнося в нее свое греховное человеческое мудрствование.
Всему этому учит нас святитель и чудотворец Николай. И потому сегодня такая огромная ответственность лежит на Церкви да и на каждом православном христианине, чтобы помогать каждому последующему поколению людей воспринимать норму веры и полагать эту веру в основу своей жизни.
Вера не должна восприниматься лишь как некое наследие прошлого, как часть национальной традиции и фольклора, потому что вера есть, в первую очередь, мировоззрение, основание нашей жизни. И если современники наши сумеют проникнуться всем тем, что несет в себе Божественное слово, и положить это в основу своей жизни, то эта жизнь действительно станет прекрасной. И человеческий успех, и развитие, и все то, что несет нам современная цивилизация, в свете этой веры может быть преображено, может действительно послужить полноте человеческой жизни.
Мы молимся сегодня святителю и чудотворцу Николаю, чтобы он вразумил нас и помог на незыблемом камне правила веры строить жизнь, исполненную кротости, духовной силы и смирения.
Отец ИОАНН,
настоятель храма святителя Николаяскачать dle 11.0фильмы бесплатно |