Московский Патриархат   Великолукская епархия  
 
   
Главная     |     Новости     |     О приходе     |     Фотоальбомы     |     Контакты     |     Расписание
Навигация по сайту
Опрос посетителей
Как часто вы посещаете храм


Личный кабинет
Архив новостей
Январь 2018 (2)
Июнь 2017 (1)
Октябрь 2016 (1)
Апрель 2016 (1)
Январь 2016 (1)
Ноябрь 2015 (1)
» Двенадцатый удар колокола. Конференция "Духовно-нравственное воспитание: традиции, проблемы, опыт"

  10-06-2013, 01:36

Двенадцатый удар колокола. Конференция "Духовно-нравственное воспитание: традиции, проблемы, опыт"

в разделе: --- Просмотров: 439
Незримый трудный бой продолжается.


Май, сирень, ландыши... А значит пришло время для проведения очередной конференции учителей "Духовно-нравственное воспитание: традиции, проблемы, опыт". В этом году она состоялась в 12-й раз и, как всегда, на базе Новосокольнической средней школы.

Гостей, а они приехали и из других районов области, приветствовала директор школы С.А. Кубло. Светлана Анатольевна порадовалась тому, что встреча учителей, которых волнует эта тема, вновь состоялась. И самое главное - им есть что сказать друг другу.

Отец Иоанн в своем приветствии адресовал слова признательности женщинам (а их в педагогических коллективах большинство), которые выполняют особый труд, прививают нашим детям духовный иммунитет:

- Сейте духовное, божественное в душах своих воспитанников. Нам нельзя сомневаться в своей правоте!

Заместитель главы Администрации района З.К. Булова отметила:

- Замечательно, что участники конференции имеют возможность поделиться своим опытом и достижениями, рассказать о проблемах, высказать сомнения. Всем успехов в воспитании нравственного молодого поколения и добра в душе!

Сердечно приветствовала организаторов и участников конференции начальник районного управления образования Т.Н. Лисица. Татьяна Николаевна выразила искреннюю признательность администрации Новосокольнической средней школы, отцу Иоанну за благородную деятельность во имя возрождения и сохранения морали и духовности.

- За последние годы накопилось столько материалов, уроков, праздников, мыслей, идей, что можно уже подумать о проведении недели духовной культуры в школе или районе, - предложила Т.Н. Лисица.

ЭТО ХОРОШЕЕ СЛОВО "СПАСИБО"


"Спасибо" - это слово мы произносим очень часто. И мало кто из нас задумывается о его происхождении и значении. Учитель русского языка и литературы Першинской средней школы Великолукского района И.В. Шамкова поделилась с коллегами результатами исследования, которое они проводили со своей ученицей Ксенией Григорьевой.

В лингвистике существуют разные подходы к системе частей речи в русском языке. Слово "спасибо" классифицируется как "частица", "междометие", "этикетное междометие как особая группа", "это слово, как и ряд других слов, вообще не относится ни к какой части речи"

Эти особенности вытекают из его истории. Многие слышали, что слово произошло из словосочетания "спаси бог". А прочитать об этом можно в серьёзном источнике - этимологическом словаре Фасмера. И сразу становится интересно, потому что возникают два вопроса: когда произошло сокращение и когда слово перестало быть диалектным - сейчас ведь оно общеупотребительное?

Перед нами самый известный толковый словарь середины XIX века - словарь живого великорусского языка В. И. Даля. "Спасибо" для Даля - разговорное или диалектное слово.

Ещё один замечательный источник, который позволяет увидеть жизнь этого слова в речи XIX века, - это словарь языка А. С. Пушкина. Огромная работа выполнена исследователями в 50-е годы! Вручную сосчитаны и систематизированы все слова, которые наш великий поэт употреблял в своих произведениях и письмах Речь Пушкина, как и каждого из нас, индивидуальна. Но она отражает особенности русской речи образованных людей первой трети XIX века.

Слово "спасибо" в значении "благодарю" употребляется Пушкиным в произведениях и письмах 41 раз. Можно сделать вывод, что для Пушкина оно не было явно диалектным или просторечным словом. Но разговорным было: в его лирических стихотворениях это слово не встречается.

В художественных текстах Пушкина оно присутствует только в диалогах.

В письмах "спасибо" встречается 11 раз. Сравним с синонимом "благодарю": 84 раза! Пушкин явно отдаёт ему предпочтение! Почему? Вероятно, он ощущает "спасибо" как шутливо-разговорное, но новым словом для Пушкина оно явно не было

Существует достаточное количество источников, фиксирующих именно разговорную, а не книжную речь XVII века.

XVII век - время бурного развития торговли с западными странами Иностранные купцы приезжают на Русь. Чтобы им можно было общаться с покупателями, не зная языка, иностранцы из Франции, Германии, Голландии составляют для своих соотечественников разговорники, в которых латинскими буквами записаны русские фразы и их перевод. Сейчас их переиздают, и это редкие и дорогие научные издания. Такая книга - разговорник голландца Тони Фенне, переизданный за рубежом, есть в Псковском университете - его подарили, потому что Фенне посещал именно Псков и отразил псковские особенности речи

Есть ещё информация о том, впервые слово "спасибо" (без конечного "г") зафиксировано в 1586 г. во французском разговорнике. Что-нибудь определённое сказать о более глубокой древности трудно: нет источников, фиксирующих разговорную речь.

Объяснять фонетические процессы, при которых возможна утрата конечного "г", не было нашей задачей. Но при знакомстве с историей возникает вопрос правильное ли это слово? Мы знаем, что в разговорной речи существует (и существовало, вероятно) некоторое количество неправильных грамматических форм, и есть лексика, которую не следует употреблять. А тут ещё и этическая проблема: сократилось, обессмыслилось не какое-нибудь слово, а слово Бог.

Как люди высокой духовной жизни относились к этому слову, употребляли ли его? Один пользователь Интернета сделал следующее Взял электронные издания трудов русских святых на дисках и запустил систему поиска на слово "спасибо". С одной стороны, ненаучный метод, похожий на "взял и полистал", а с другой стороны - машина подсчитает тщательнее, чем человек. И каковы были результаты?

В собрании писем преподобного Амвросия к монашествующим и мирянам (600 писем) слово "спасиоо" он не употребляет ни разу. В двух частях книги "Моя жизнь во Христе" св. Иоанна Крондштадского и в Книге писем святого Феофана Затворника этого слова также нет.

Этот пользователь Интернета совершил "системную" ошибку. Он исследовал письменную речь. В духовных письмах нет слова "спасибо", потому что оно - разговорное. С уверенностью можно утверждать, что в этих духовных письмах нет также, например, слова "чепуха".

У нас нет информации о том, чтобы кто-либо из священнослужителей XIX-XX веков в проповеди, статье, письме или на современных православных сайтах призывал людей не употреблять слово "спасибо", потому что это "искажённое, неправильное выражение". Но вот в XXI веке нашлись Интернет-проповедники, люди недуховного звания, которые именно к этому призывают.

Вынужденное знакомство с этой информацией убедило нас в том, насколько ценны подлинные лингвистические знания. Не стоит всерьёз воспринимать Интернет-информацию с призывами- отказаться от употребления слова "спасибо" и говорить только "благодарю". Слово "спасибо" - замечательное, оно живёт в нашей речи. Мы не можем точно сказать, какая это часть речи. Но в одном мы уверены: слово "спасибо" - это часть речи в буквальном смысле. Оно давно стало частью нашего языка и будет жить в языке ещё очень долго!

ИСТОРИЯ ОДНОГО ЭКСПОНАТА

Ее поведала учащаяся 11 класса Новосокольнической средней школы Виктория Савельева:

- В этом году - 20 марта - исполнилось бы 85 лет Лидии Александровне Степановой. С именем этого замечательного учителя связаны многие школьные традиции, которые живут и сегодня, формируя современный облик школы.

Жизненное кредо Лидии Александровны Степановой: "Во всем мне хочется дойти до самой сути". В школьном архиве сохранилась памятная видеозапись

чтения Лидией Александровной стихотворения Бориса Пастернака. Лирика Б Пастернака сложна. Его стихи нельзя читать и почитывать между делом, бездумно скользя по строкам. Его поэзия ждёт вдумчивого, углублённого постижения, требует усилия мысли...

После просмотра записи я поняла, что Лидия Александровна, её манера речи, её выразительное слово, её чтение стихов - все это пример для учащихся и учителей-словесников. Мне кажется, что как только появляется возможность, учителя литературы должны произносить стихи наизусть. На нас производит исключительное впечатление, когда новое стихотворение доходит до слуха из уст учителя, а не из книги.

Иосиф Бродский, лауреат Нобелевской премии, писал: " Кто действительно любит поэзию, тот уже привык, что истинные сокровища изящной словесности, как правило, нелегки для усвоения. Поэтому не каждому дано испытать наслаждение чудом истинной поэзии . ". У Лидии Александровны очень ощутимо это наслаждение поэзией и любовь к ней. При прослушивании стихотворения в таком исполнении учителя задумываешься о роли человека, о его правдивости, об умении видеть и чувствовать мельчайшие детали. Вечны только нравственные ценности. Собственная эрудиция позволяет учителю достигать высокого уровня эмоциональности, убедительности знаний, глубокого анализа классической и советской литературы.

К сожалению, отдавая себя без остатка другим, учителя, как правило, не пишут мемуаров, не публикуют своих дневников Есть книги, написанные учителями, но чаще всего это книги о преподавании своего предмета, о педагогических убеждениях автора Деятельность же учителя - это урок, живое общение с детьми А даже самый прекрасный урок спустя мгновения - уже в прошлом, и его описать очень трудно И самый прекрасный текст далеко не всегда может передать живой педагогический процесс, где соединяется все: преподавание и учение, общение и взаимодействие, удачи и неудачи - как учителя, так и ученика... Поэтому видеозаписи с уроков таких ярких учителей, как Лидия Александровна Степанова, - это память и яркий пример для нового поколения.

на конференции также выступили учитель русского языка и литературы средней школы №1 Галина Васильевна Мельникова, педагог центра дополнительного образования детей Татьяна Михайловна Прощенкова, методист районной библиотеки Наталия Владимировна Кузнецова, заведующая краеведческим музеем Татьяна Дмитриевна Ермолова и другие.

Подготовила Е. КОРОЛЬКОВА.


Наши интервью

Преподаватель основ православной культуры средней школы № 9 г. Великие Луки, заслуженный учитель России Ольга Дмитриевна Конеева:

- Я счастлива, что мне удалось в очередной раз побывать на православной конференции "Духовно-нравственное воспитание: традиции, проблемы, опыт" в школе, которой руководит замечательный педагог, почетный работник народного образования Светлана Анатольевна Кубло. Каждый раз восхищаюсь её глубокими, проникновенными выступлениями.

Опыт доброго сотрудничества школы и церкви, подвижнический труд педагогов и настоятеля храма отца Иоанна очень полезен и нужен каждому, заслуживает глубокого изучения и обобщения.

Педагоги Великих Лук искренне благодарны за благотворное и деятельное сотрудничество, единомыслие в воспитании православного духа, веры и любви к Господу и ближним Это сотрудничество - добрый пример для Великих Лук.



Заведующая детским садом "Солнышко" Ольга Вильгельмовна Ефимова:

- Впервые принимаю участие в конференции. Сделала для себя много открытий, о многом задумалась... Свою профессиональную задачу вижу в том, чтобы помогать нашим воспитанникам стать людьми, которые будут всю свою жизнь творить лишь добрые дела.скачать dle 11.0фильмы бесплатно

0

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


 

Популярные статьи
Календарь
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
Наши друзья
альтернативный текст
Счётчики
 
При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Copyright © 2008-2016 All Rights Reserved.
Главная     |     Новости     |     Справка     |     О приходе     |     Контакты     |     Статистика сайта     |     Карта сайта     |     RSS 2.0